Шедевр из фондов

Одно из лучших педагогических изданий своего времени – журнал «Учитель» за 1865 год. Выпускался он «для наставников и родителей» в течение 10 лет (1861-1970 гг.): в ту эпоху у большинства российских журналов и газет была короткая жизнь.

Журнал выходил каждые 2 недели, он состоял из четырех отделов. В первом печатались статьи о физической и духовной природе человека (включая психологию, этику, логику), статьи по педагогике и истории воспитания и «изложение различных наук, необходимых учителю». Во втором отделе помещались статьи по вопросам дидактики, методики, практики преподавания и статьи с «указанием и объяснением искусств и ремесел». В третьем – педагогические обозрения, критико-библиографические материалы, современная педагогическая хроника и переписка, четвертый отдел – педагогический справочный листок. Издание отводило видное место также статьям для самообразования и с этой целью ввело несколько приложений к журналу: «Натуралист. Вестник естественных наук и сельского хозяйства» под ред. Д. С. Михайлова (1864—68) и «Чтение для юношества» (1864—66) по 24 выпуска в год. Основателями журнала «Учитель» были известные русские педагоги И.И. Паульсон и Н.Х. Вессель.

Журнал объединил вокруг себя значительное число постоянных авторов, среди них были видные педагоги Н. Корф, В. Водовозов, В. Острогорский, О. Миллер, А. Герд.

«Учитель» выступал за то, чтобы образование стало «достоянием всех сословий, всего народа», за всестороннее развитие способностей и сил человека, а также против формального подхода к преподаванию в начальной и средней школе.

Программа нового журнала не совпадала с программой официального курса, проводимого Министерством народного просвещения. Против него ополчились правительственные и цензурные учреждения. «Учитель» был исключен из списков журналов, рекомендуемых учебным заведениям для приобретения. В декабре 1870 года журнал прекратил свое существование.

Данный экземпляр принадлежал изначально Тарусскому городскому трехклассному училищу, которое было ведущим образовательным учреждением Тарусского уезда, занимавшего значительную часть современного Жуковского района.

Внешний вид издания непривычен для современного читателя. Дело в том, что в 19 веке периодические, или, как тогда говорили, повременные издания имели небольшой формат и при переплете в годовые комплекты принимали вполне книжный вид. В библиотеках даже не было принято выделять журналы на отдельное хранение, они хранились вместе с книгами. Недаром номера журналов назывались «книжками», а подшивки «томами», нумерация страниц в которых была сквозная.

Что касается художественного оформления издания, то в разделе «Очерки физической географии» можно найти черно-белые графические рисунки, изображающие диковинных животных, природу и население экзотических стран.

Отдельные статьи журнала представляют большой интерес и в наше время. Особенно актуальны размышления Е. Кемница по поводу домашних заданий (с.693). Автор, ссылаясь на мнение немецких ученых, говорит о вреде домашних работ для школьников, которые, просидев 5-6 часов за партой, вынуждены еще 2-3 часа быть прикованными к столу. Абсолютно бесполезны, по мнению автора, задания на бездумное переписывание, выучивание трудных текстов наизусть, сложные арифметические задачи. При этом дети лишаются возможности поиграть, побегать во дворе с друзьями, то есть заняться тем, что соответствует их возрасту. Те дети, с которыми имеют возможность заниматься родители, извлекают больше пользы из домашних заданий, так как им объясняются трудные места. Но тем самым у детей отнимается редкая возможность живого общения с родителями, которых они довольно редко видят.

О полной отмене домашних занятий конечно речь не идет, но, как считает автор, следует максимально их сократить и упростить. В отношении школьных занятий Е. Кемниц рекомендует для детей младше 10 лет не более 2-х часов в сутки, а для детей старше 10 лет – не более 3-х часов (с.366).

Подкупает своей искренностью рассказ приходской учительницы о реалиях школьной жизни середины 19 века, которые поразительно перекликаются с современностью (с.462). Это своеобразный «крик души» молодого педагога, который был полон «хороших мыслей, планов и предположений», но, столкнувшись с «правдой жизни», не смог «приложить теорию к практике». Учительница жалуется на школьную рутину, бесполезность своих стараний и оторванность образования от реальных нужд учеников. Автор поднимает в своей статье проблему дисциплины в классе и пишет о том, как важно обеспечить доверительное отношение учителя с учениками, не скатываясь при этом во вседозволенность и панибратство. Учительница призывает коллег не отчаиваться, заниматься саморазвитием и побольше общаться между собой, обмениваться опытом.

Как видим, в журнале освещались самые разнообразные вопросы. Нет ни одного раздела педагогики, который не нашел бы отражения в нем. Только одни вопросы освещались более всесторонне, другие – менее подробно. Особенно много писал журнал о задачах воспитания и образования, о реформе средней и высшей школы, о нравственном и духовном воспитании, о школьнике и молодежи, об умственном развитии детей, их идеалах и отношении к современности. Много также писалось о политике в области образования, об учителе и его роли в современном образовании, его подготовке, положении и нуждах, об общественном и земском управлении общим и педагогическим образованием, о методах обучения вообще и в частности по русскому языку, литературе, истории, математике.

 

.